31-го октября 1965 года в немецком городе Штутгарт девятнадцатилетний танкист австрийской армии Арнольд Шварценеггер стал первым на турнире «Мистер Европа» среди юниоров. Ради участия в конкурсе молодой боец удрал из армейской «учебки» в AWOL (Absent Without Leave) — то есть в самоволку.
Он завоевал титул и, вернувшись в расположение части победителем, заплатил за нарушение дисциплины семью сутками гауптвахты.
Многообещающий новичок Арнольд
Турнир «Мистер Европа» был первым международным и просто первым крупным соревнованием, в котором принял участие парень из Таля. Помимо победы он увез с соревнований и несколько важных знакомств.
- Во-первых, один из судей, герр Рольф Путцигер, предложил австрийцу по окончании воинской службы переехать в ФРГ, в большой город Мюнхен, и стать тренером-менеджером в принадлежащем этому герру клубе бодибилдинга и здоровья.
- Во-вторых, на турнире почти случайно оказался очень влиятельный в английском бодибилдинге человек по имени Уэг Беннет — пока он никак не вмешался в судьбу нашего героя, но уже изумлен его мощью и смышленостью и запомнил его.
- В-третьих, Арнольд подружился с коротышкой, который выиграл проходивший там же в те же сроки чемпионат Европы по пауэрлифтингу. Невысокого паренька-итальянца звали Франко Коломбо и он стал ближайшим другом -по сути, братом Арнольда на долгие годы.
Культуристическое сообщество, склонное к идолопоклонничеству, немедленно сделало паренька с 50-сантиметровыми бицепсами очередным кумиром. У него еще не было ничего — ни денег, ни образования, ни свободы (служба в армии продолжалась), — ничего кроме наглых глаз, огромных рук, мощной грудной клетки, сильной спины и отблеска божественного провидения, уже озарившего его жизненную дорогу.
По всей видимости, служа в армии, он успел выступить, по меньшей мере, еще на одном соревновании — шестого марта 1966 года он вышел на подиум турнира «Мистер Германия» и победил. Уже тогда его называли одним из лучших европейских культуристов. Специалисты полагали, что он достиг почти пика своего развития, и если и способен улучшиться, то лишь незначительно.
Летом 1966 года Арнольд «отслужил как надо» и распрощался с Graz Tank Unit Panzerbataillon. Его родители расстроились: они лелеяли надежду на то, что сын продолжит милитаристическую карьеру и станет гордостью австрийской армии, может быть даже генералом. Что ж, Арнольду искренне нравились громадные и мощные танки, нравился дух воинской дисциплины, но мир громадных и мощных мускулов, лоснящихся в лучах сценических софитов, влек его с несравнимо большей силой. Он воспользовался предложением герра Путцигера и той же осенью перебрался в Мюнхен. Поначалу большой город ошеломил юного провинциала, но вскоре Арнольд освоился и уже город начал служить ему.
Самоуверенный, он разгуливал по Мюнхену в старой и немодной австрийской одежде, но то, во что была облачена его колоссальная фигура, имело второстепенное значение. Есть хрестоматийный анекдот про то, как он, раздевшись до плавок, прогуливался по центральным улицам Мюнхена, позируя фотографам. При этом дело происходило поздней осенью и шел легкий снег.
Побег из Мюнхена
Герр Путцигер и его компаньон по бизнесу Альберт Бусек издавали местный «кач-ковский» журнал «Крафт спорт ревю». Фото Арнольда стали часто появляться на его страницах и даже на обложках. О нем писали как о лучшем бодибилдере Германии. Его нахваливали, и он сам полагал себя лучшим. Он утвердил свое право называться культуристом №1 на европейском континенте, но этот «пиджак» уже был тесен для его амбиций. Европейский бодибилдинг был вообще-то провинциален, большинство суператлетов жили в США или Великобритании. И Арнольд заполыхал желанием выиграть «Мистер Юниверс» — самый на то время престижный турнир, который каждую осень проводился в Лондоне под эгидой NABBA.
Начался осенний соревновательный сезон, и Арнольд появился на (в этот раз полноценно взрослом) турнире «Мистер Европа». Ему и здесь удалось поставить всех «на уши». По словам Арнольда, когда он принял позу «двойной бицепс», судьям «чуть плохо не стало». Он обошел всех фаворитов и стал чемпионом Европы по бодибилдингу 1966 года. На организаторов его «физика» произвела такое впечатление, что они решили оплатить его поездку на «Мистер Юниверс».
Однако в победной эйфории Арнольд совершил ошибочный ход. Неделей позже он заявился на соревнования «Самый совершенно сложенный мужчина Европы». Он, конечно же, «вынес» всех — в Германии у него не было равных соперников. Но — черт возьми, он не знал этих тонкостей! — соревнования проводила конкурирующая федерация, поэтому организаторы турнира «Мистер Европа» объявили, что дисквалифицируют Арнольда и отказываются отправлять его на «Юниверс».
У него был еще один шанс. В свое время, еще после победы на юниорском чемпионате Европы, герр Путцигер пообещал Арнольду проспонсировать его поездку на «Мистер Юниверс». «Чтобы ты мог посмотреть соревнования» — как он выразился. Это «посмотреть» здорово задело тогда самолюбие 19-летнего чемпиона.
«Что вы имеете в виду — посмотреть?»
«Ну, посмотреть на ребят и набраться вдохновения. Ты же не думаешь…»
«Да, — ответил Арнольд. — Я поеду туда и буду соревноваться».
«Нет, нет, нет, — засмеялся герр Путцигер. — Ты не сможешь. Эти мужики как большие быки. Это действительно большие звери, такие огромные, что ты даже не поверишь. Пока еще ты не можешь соревноваться с ними».
Но Арнольд здраво рассудил, что если босс выделит ему денег на билет до Лондона, там уж никто не будет волен его остановить, и он заявится на турнир как участник, а не зевака. Но с тех пор кое-что изменилось. Выяснилось, что обходительный герр Путцигер — «голубой», и когда Арнольд с брезгливостью отверг его гомосексуальные домогательства, тот капризно заявил, что берет назад свое обещание выделить деньги на поездку в Лондон.
Арнольд вспоминал: «Это был сильный удар. Владелец зала отказался от обещания, а организаторы соревнований на звание «Мистер Европа» дисквалифицировали меня, так как я участвовал в других соревнованиях. Я не мог в это поверить».
Спасение пришло в лице местной знаменитости по имени Райнхард Смолана. Смолана владел атлетическим залом и был абсолютным чемпионом Германии 1960 года и серебряным призером «Юниверса»-1962. Среди культуристов Мюнхена его почитали за Гуру. Естественно, когда Арнольд прибыл в Мюнхен, он первым делом постучал в дверь Смоланы.
Тот вспоминал об этом так: «Он сказал: я ищу учителя и спортивный зал, — в общем, я ищу Райнхарда Смолану. Он не был знаком со мной — ну, может быть, видел на плакатах. А я только что вылез из ванной. «Подожди здесь! — сказал я ему. — Я вернусь через час и, может быть, скажу, где меня найти». Я вернулся в постель, поспал еще чуток, а когда я вышел, Арнольд все еще ждал меня, надеясь, что я смогу помочь ему в науке накачивать мышцы. Так мы встретились первый раз, и я про себя отметил, что у него хорошее тело и упрямый ум».
Арнольд явился к Смолане и рассказал о своей беде. Предоставим опять слово Райнхарду Смолане: «За несколько дней до начала соревнований его босс сказал ему: «Я тебя 31-го октября 1965 года в немецком городе Штутгарт девятнадцатилетний танкист австрийской армии Арнольд Шварценеггер стал первым на турнире «Мистер Европа» среди юниоров не отпускаю. Ты должен работать. И денег на дорогу я тебе не дам». А на машине путь был неблизкий — три дня. Для культуриста это означает потерю формы. Вот он приходит ко мне и говорит: «Я не еДу на соревнования». Тогда я подумал и говорю: «Ладно, соберем деньги». Я пришел в спортивный зал и сказал всем: «Кто знает меня и Арнольда — пожертвуйте, кто сколько может. Кто десять, кто пять марок, кто марку. Мы должны отправить Арнольда на соревнования, а у него нет денег». И так я собрал почти сто марок. А остальные деньги я достал из своего кармана. И когда Арнольд пришел на следующий день, я протянул ему деньги и сказал: «Теперь ты можешь лететь на соревнования. Только учти — теперь ты просто обязан победить!» «Я постараюсь», — ответил он.
Геркулес в Лондоне
Неизвестно, жалел ли потом Смолана о тех деньгах, но победить на «Мистер Юниверс» 1966 года Арнольд не сумел. По его же собственным словам, он заранее настроил себя на неудачу, просматривая снимки с отборочных соревнований: «Я мог судить только по фотографиям и говорил сам себе: «Нет, я не смогу победить того парня, который выиграл». Потом я смотрел на фото того, кто занял второе место, и говорил себе: «Нет, у него я тоже не смогу выиграть». Затем следовало третье место с тем же выводом. Так я просматривал весь строй, пытаясь найти того, кого бы я, по моему мнению, смог бы победить, и добравшись до восьмого или девятого места, думал, что вот тут можно было бы попытать счастья. Это был проигрышный подход».
Но вот он в самолете — кстати, это его первый в жизни полет. Самолет приземляется в Лондоне. Не знающий языка, с приключениями он находит «Ройял отель», где остановились культуристы — участники соревнований. А его, оказывается, ждут! О нем уже слышали, слухами о размере его рук взбудоражены и спортсмены, и фанаты.
23 сентября 1966 года в огромном театре «Виктория Пэлас» состоялось предварительное судейство. Арнольд был самым большим и тяжелым из всех участников. Это никак не вязалось с тем, что он же был самым молодым — всего девятнадцать лет. Им восторгались, о нем перешептывались, с ним пытались познакомиться. Он подружился, например, с Риком Уэйном — прошлогодним «Мистером Юниверс» по версии IFBB.
Рик был одним из лучших культуристов шестидесятых, помимо этого он обладал недюжинным журналистским талантом. Год спустя он опубликовал в «Muscle Builder» статью под названием: «Если бы Геракл родился сегодня, его звали бы Арнольд Шварценеггер».
На следующий день, 24 сентября, был финал. Рассматривая соперников «живьем», Арнольд пришел к выводу, что «фотографии, которые я видел в журналах за этот год, по отношению к некоторым из них не были правдивыми даже наполовину». Он уже было уверовал в то, что и здесь он одержит легкую победу. Но тут он увидел Чета Йортона. «Он выходил из лифта, а я в него входил. Я отступил назад, пораженный, и у меня возникла даже не мысль, а чувство, что-то внутри меня сказало, что этого человека я победить не смогу».
Честеру (Чету) Йортону из Соединенных Штатов было 26 лет. При росте 1 метр 80 сантиметров он весил без малого 99 килограммов, зараз съедал омлет из десятка яиц и только что выиграл серьезный турнир «Мистер Америка», где обставил таких мощных соперников, как Дон Хоуорт и Фрэнк Зейн. В девятнадцать лет Йор-тон стал жертвой серьезной автомобильной аварии и несколько лет провел в инвалидном кресле, но поднялся над недугом, стал тренироваться и пробился в высшую лигу. Кроме того, вдохновленный Регом Парком, Арнольд лелеял мечту сниматься в кино, а Йортон эту мечту уже осуществил -вместе с бодибилдерами Питером Лупусом и Лэрри Скоттом снялся в дурацкой «пляжной» ленте «Вечеринка на Масл Бич» (Muscle Beach Party) и только что закончил съемки в фильме «Не гони волну».
В тот вечер Арнольд, выступавший под номером 79, уступил Йортону звание «Мистер Юниверс», и титул в десятый раз в истории турнира уплыл в Америку. «Он был загорелый, проработанный, отточенный, каждый мускул был покрыт сетью вен» — так описывал потом Арнольд своего соперника. В цифрах это великолепие выражалось так: руки 49,5 см, грудь 132 см, шея 45,7 см, талия 78,7 см, бедро 66 см и икры 46 см.
А вот известная мне антропометрия Арнольда на тот момент: рост 185,5 см, вес 106,6 кг, бицепс 50 см, шея 45,8 см, грудь 140 см.
Надо сказать, что сегодня, разглядывая опубликованные в журнале «Ironman» за 1967 год снимки, видишь, что Йортон не представлял собой чего-то сногсшибательного. Большие руки при довольно слабой груди, узкая спина, отличные икры, но явно короткие по отношению к верху тела ноги. Рельеф — весьма условный. Понятное дело, что критерии 1966 и 2003 годов разительно отличаются, но и тогда в мире существовало немало бодибилдеров с более впечатляющим сложением.
Но Арнольд выглядел хуже — это факт. Наивный слоненок с отекшим от дианабола лицом. Пресс его был едва обозначен, икры — откровенно маленькие, а разделение на квадрицепсах не просматривалось, как бы сильно он их ни напрягал. Да еще и позировать не умел — на сцене он просто копировал позы, которые видел в журналах. Но другой факт заключается в том, что даже при этих недостатках он стал сенсацией турнира. Журнал «Ironman» в отчете о конкурсе, педантично перечислив всех участников «высокой» категории, писал: «Но это было не все; затем появился невероятный 19-летний австриец, Арнольд Шварценеггер, который затмил всех».
Три тысячи зрителей аплодисментами дважды вызывали его на бис. До Арнольда в истории «Юниверса» такой восторг аудитории вызывали лишь Per Парк и Эрл Мейнард. Организатор турнира Оскар Хейденстам заявил, что за свою жизнь не встречал никого, кто в 19 лет имел бы подобное сложение, и что этот парень имеет потенциал стать одним из величайших культуристов всех времен. 24 сентября 1966 года в Лондоне зажглась звезда Арнольда Шварценеггера.
Уэг Беннет, запомнивший Арнольда еще по штутгартскому дебюту, был судьей на «Юниверсе» и ставил Арнольда первым. Об этом он сообщил Арнольду на постконкурсной вечеринке. Его дом всегда открыт для Арнольда, сказал Уэг, он приглашает его выступать с гостевым позированием на всевозможных мускульных шоу, к организации которых он имеет отношение. Арнольд, охочий до новых впечатлений, провел несколько дней с Уэгом и его семьей — очаровательной Дайаной и шестерыми детьми, которые усердно обучали молодого австрияка разговорному английскому. Уэгтоже учительствовал -натаскивал Арнольда в грамотном позировании, и впервые предложил ему выступать под музыку. «Ты должен быть не просто бодибилдером, а шоуменом», — наставлял его Уэг.
[dropshadowbox align=»center» effect=»raised» width=»auto» height=»» background_color=»#ffffff» border_width=»1″ border_color=»#21759B» inside_shadow=»false» ]После ракет Фау-2 Арнольд был самым мощным явлением, прибывшим из Германии на Британские острова.[/dropshadowbox]
Под занавес его нахождения в Англии, 29 сентября, ведущий культуристский журнал Великобритании «Health and Strength» напечатал заметку о «Юниверсе», где, правда, Арнольд по ошибке был назван Леопольдом Шварценеггером…
(Продолжение следует).
https://www.youtube.com/watch?v=wSQ8X-bAeR4